Скачать ООП НОО  с.Кирдасово

Основная образовательная программа

начального общего образования

(ФГОС)

Срок реализации 4 года (2011 – 2015 г.)

 

Содержание

I. Целевой раздел:

  1.Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования.

  2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

II. Содержательный раздел:

  1.Программа формирования универсальных учебных действий.

  2.Программы отдельных учебных предметов, курсов.

  3.Программа духовно-нравственного развития и воспитания.

  4.Программа  формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

  5.Программа коррекционной работы.

 

III. Организационный раздел:

  1.Учебный план начального общего образования.

  2.План внеурочной деятельности.

  3.Система условий реализации ООП НОО.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

 

Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ с. Кирдасово  разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и  рассчитана на 4 года – 2011 – 2015г.

Основания для разработки программы:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36).
  • Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р).
  • Приоритетный  национальный  проект «Образование» на 2009-2012 годы.
  • Федеральная  целевая  программа развития образования.
  • Национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО и Н РФ от 6 октября 2009г. № 373).
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 13.02.2009 г.
  • Устав муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Кирдасово
  • Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  • Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • концептуальные положения образовательной системы «Школа 2100».

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  •  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • повышение качества образования за счет более основательного изучения отдельных предметов, интересами обучающихся и уровнем их подготовки;
  • развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся через включение их в проектную и исследовательскую деятельность;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования:

Основная  образовательная программа (ООП) учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Принципиальным подходом к формированию ООП начального общего образования стал учёт изменения социальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Теперь образование не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности обучающегося. Происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умений, навыков к парадигме развития личности ученика.

Образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ с. Кирдасово   представляет собой  нормативно - управленческий документ, характеризующий  основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые и конечные результаты, критерии их оценки.

Данный документ разработан педагогическим коллективом  МОБУ СОШ с. Кирдасово  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной  основной образовательной программы начального общего образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, а также концептуальных положений образовательной системы УМК  « Школа 2100».

Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования.

Структура и содержание  образовательной программы МОБУ СОШ с. Кирдасово

ООП обеспечивает гарантию прав обучающихся на доступное и качественное образование, оптимизацию образовательного процесса (оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно – эстетической и коммуникативной деятельности), эффективное использование современных технологий обучения, обеспечение условий для самореализации, самоопределение личности и сохранения здоровья обучающихся, использование современного материально – технического обеспечения образовательного процесса, информационное и психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса.

В соответствии с требованиями ФГОС  и приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» Образовательная программа  МОБУ СОШ с. Кирдасово содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

 

 

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся  на основе   ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

  • учебный план начального общего образования;
  • план внеурочной деятельности;
  • систему условий реализации основной образовательной программы начального общего образования  в соответствии с требованиями Стандарта

 

Общая характеристика МОБУ СОШ с.  Кирдасово

 

Тип образовательного учреждения – общеобразовательное учреждение начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Вид образовательного учреждения – муниципальное образовательное бюджетное  учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кирдасово муниципального района Абзелиловский  район  Республики Башкортостан, располагается  адресу: 453625, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, с.Кирдасово, ул. Центральная, д.36.

Задача педагогов МОБУ СОШ с. Кирдасово – воспитание высоконравственной, интеллектуально развитой, физически здоровой личности.

Комплектование классов.

 

Классы

Количество учащихся

1 класс

15

2 класс

9

3 класс

14

4 класс

12

5 класс

13

6 класс

9

7 класс

9

8 класс

16

9 класс

16

10 класс

15

11 класс

13

 

 

 

 

Контингент обучающихся

 

 

 

Начальная школа

 

Основная школа

 

Средняя школа      Средняя

школа

Всего по ОУ

 

Общее количество обучающихся

 

50

63

 

28

 

141

 

Общее количество классов/средняя наполняемость классов, в том числе:

 

4/12

 

5/12

 

2/14

 

11/13

 

общеобразовательных (базового уровня)

 

4/12

 

5/12

 

2/14

 

11/13

 

 

 

Условия  реализации образовательной программы.

Сведения о кадрах образовательного учреждения

Обобщенные сведения о составе и квалификации педагогических кадров.

В школе работают 21 педработника.

Из них:

     - Почетный работник общего образования РФ – 2

Наличие квалификации

 

Всего

% к общему числу педагогических работников

 

Образование: высшее

18

81

Незаконченное высшее

1

4

Среднее специальное

3

13

Квалификационные категории: высшая

5

23

первая

 

13

62

вторая

 

-

-

почетные звания

 

2

5

ученые степени

 

-

-

прошедшие курсы повышения квалификации за последние 3 года

 

21

100

 

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Информационно-техническое оснащение  образовательного процесса

Уровень обеспеченности учебной литературой федерального перечня

75%

Уровень обеспеченности учебной литературой регионального перечня

100%

Уровень обеспеченности электронной литературой

7%

 

 

 

 

 

 

Перечень компьютеров, имеющихся в ОУ

Количество

Год установки

Где установлен (кабинет)

Кем исполь­зуется

12

2013

Кабинет информатики

Учащиеся, учителя

1

2012

Кабинет делопроизводителя

Делопроизводитель

 

Компьютерные программы

 

Вид программы

Наименование программы

Кем разработана

Где применяется

Комплект

СБППО «Первая помощь»

Министерство информационных технологий и связи РФ

В школе

Электронные издания учебного назначения

По предметам

AST-Пресс «Образование»

Учебные кабинеты

 

Дополнительное оборудование

 

Наименование

Количество

Производитель

Модем

1

Китай

Проектор

1

Китай

Сканер

3

Китай

Принтер

3

Китай

Муз.  Центр

2

Китай

Телевизор

2

Китай

Магнитофон

2

Китай

DVD– плеер

1

Китай

 

Особенности организации образовательного процесса

В МОБУ СОШ с.  Кирдасово  в рамках внедрения Стандартов второго поколения реализуются образовательная система УМК «Школа 2100», включающие в себя предметные программы и программы внеурочной деятельности в рамках учебного плана. Данный  УМК  соответствуют основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации "Об образовании” и других законодательных актах.

            «Школа 2100» обеспечивает соблюдение принципа преемственности в обучении школьников (дошкольное образование – начальное общее образование – основное и среднее (полное) общее образование) не только на содержательном уровне, но и на технологическом (проблемно – диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивания). Система обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС второго поколения.

Три кардинальные и принципиальные позиции отличают ОС «Школа 2100».

1. Системность. Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.

2. Непрерывность. «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков.

3. Преемственность. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа. Главная цель «Школы 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

Все структурные составляющие системы «Школа 2100», позволяют формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Используемые инновационные образовательные технологии

Работа по образовательной системе «Школа 2100» предполагает использование технологии проблемного диалога, технологии продуктивного чтения и технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Технология проблемного диалога даёт развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. При изучении нового материала на уроке должны быть реализованы 2 задачи: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Слово «диалог» в названии технологии подразумевает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

 Технология продуктивного чтения ориентирована на формирование типа правильной читательской деятельности и включает в себя 3 этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) предполагает следование ряду правил, как – то: оценивается любое действие, но отметкой фиксируется только решение полноценной задачи; учитель и ученик определяют отметку в диалоге и другие правила.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

 

Общие подходы к организации внеурочной деятельности

Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 1 час внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

        На содержание модели повляли следующие факторы: особенности и традиции школы, изучение запросов и интересов обучающихся и родителей, возможности школы.

       Модель организации внеурочной деятельности школы состоит из таких направлений деятельности: спортивно – оздоровительное(экскурсии, эстафеты), художественно – эстетическое (конкурсы,выставки), научно – познавательное (исследовательская работа), военно – патриотическое направления (мероприятия ко Дню защитников Отечества, ко Дню Победы), общественно – полезная деятельность (рейды, помощь ветеранам), проектная деятельность, которые соответствуют направлениям развития личности ребенка: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному.

 

Особенности обучения на первой ступени общего образования, возрастные особенности младших школьников

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной  образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Образовательная программа начального общего образования

 МОБУ СОШ с.  Кирдасово  предусматривает:

–  достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

–  выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития обучающихся, психологическое сопровождение  одаренных детей;

 –  организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

–  участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению обучающихся;

–  использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

–  возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

 

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы:

 

•  личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

•  метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),  обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

•  предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, готовность его  преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Прочитать полностью